Устройство продольно-строгальных станков |
Добавил(а) Administrator |
22.12.12 09:37 |
Основные узлы продольно-строгальных станков и их назначение. На рис. 26 показан общий вид одностоечного продольно-строгального станка модели 7142А. Основными узлами этого станка являются стол 8, станина 2 и траверса б. По траверсе перемещаются два вертикальных суппорта 4 и б, а по вертикальным направляющим станины - боковой суппорт 1. Главное рабочее движение сообщается от электродвигателя 9 с помощью червячно-реечной передачи столу 3, а движение подачи - суппортам. Перемещение суппортов но направляющим траверсы и станины осуществляется предусмотренными для этой цели отдельными электродвигателями. Все суппорты имеют устройства для быстрого передвижения и приспособлены для автоматического подъема резца в конце рабочего хода. Траверса 5 имеет ускоренное перемещение вверх и вниз по станине, осуществляемое электродвигателем 7. Управление станком сосредоточено на пульте 8, смонтированном на гибком шланге, который можно расположить в любом месте. На рис. 27 показан общий вид двухстоечного продольно-строгального станка модели 7212. Он состоит из следующих основных узлов: станины 1, стола 2, перемещающегося по горизонтальным направляющим станины, поперечины 3, передвигающейся по вертикальным направляющим стоек, жестко скрепленных со станиной и с соединительной балкой портала 4, верхних суппортов 5; перемещающихся по направляющим поперечины, коробки подач поперечины 6, бокового суппорта 8, коробки подач бокового суппорта 9, узла электропривода 11 и коробки скоростей 12. Управление станком осуществляется на пульте управления 10, а также с помощью подвесной кнопочном станции 7, Привод и управление подачами суппортов производятся с помощью коробок подач. Управление вертикальными суппортами сдублировано с обоих концов поперечины. Крышкой 13 закрывается узел централизованной смазки механизмов станка. Механизм главного рабочего движения. Привод главного рабочего движения осуществляется от электродвигателей постоянного тока (Д4 на кинематической схеме, рис. 28). Электропривод стола работает по системе генератор-двигатель. Он состоит из реверсивного электродвигателя постоянного тока, который питается от генератора-преобразовательного агрегата. Питание обмотки возбуждения электродвигателя привода производится от постороннего источника электрической энергии - генератора постоянного тока - возбудительного агрегата. Электропривод позволяет осуществлять бесступенчатое регулирование скорости вращения электродвигателя привода стола в пределах от 125 до 1500 об/мин. Далее вращение передается на двухдиапазонную коробку скоростей. При работе на первом - скоростном - диапазоне (при чистовом строгании) движение передается от электродвигателя Д4 через косозубые зубчатые колеса 3, 4, 1 и 2, зубчатую муфту 5, вал 9, реечное колесо 11 и рейку 12, скрепленную со столом станка. При работе на втором - силовом - диапазоне (при черновом строгании) движение через зубчатую пару 3 и 4 передается косозубым колесам 6 и 7 и далее через зубчатую муфту 5, как на первом диапазоне. Управление приводом главного рабочего движения осуществляется при помощи коробки скоростей (путем переключения рукоятки, при этом муфта 5 сцепляется с зубчатыми колесами 2 или 7) и посредством пульта управления. Зубчатое колесо 8, находящееся на выходном валу коробки скоростей, предназначено для передачи движения через шестерни 10, 13 и червячную пару 14 и 15 на лимб 7 пульта управления. Лимб располагает двумя неподвижными упорами 4 и 8 (рис. 29), в пределах которых передвигаются сектора 10 и 12. На этих секторах имеются щетки 13, которые включают замедление стола в зависимости от величины установленной скорости движения. Чем выше скорость движения, тем раньше включается замедление стола, при этом уменьшается его выбег. В пазах секторов 10 и 12 расположены кулачки 1 и 11 включения конечных переключателей, которые осуществляют реверсирование стола. На этих же секторах есть еще два кулачка 3 и 9 включения аварийного выключателя. При несрабатывании конечных переключателей реверса стола они обеспечивают включение аварийного выключателя. Установка длины хода стола производится перемещением секторов при помощи рукояток 5 и 6. Каждая рукоятка и управляемый ею сектор окрашены одним цветом. На кольце 2 теми же цветами обозначены границы перемещения секторов при установке длины хода стола. Механизм подачи суппортов. Автоматическая подача суппортов поперечины осуществляется с помощью электродвигателя Д2 (см. рис. 28). При изменении направления движения стола станка с обратного (холостого) хода на рабочий включается реверсивный двигатель Д2 коробки подач. От электродвигателя через червячную передачу 2 и 1 (рис. 30) движение передается на главный вал коробки подач Х, на котором на попонке неподвижно закреплен диск 9 и установлен фрикцион 10, соединенный пальцем с собачкой 6 на диске 7. Собачка в свою очередь передает вращение храповому колесу 4 и жестко соединенному с ним зубчатому колесу 5, а последнее - зубчатым колесам 30 и 29 вала IX. От вала IX движение получают зубчатые полумуфты 24 и передающие вращение зубчатым полумуфтам 25, 20, 17, 16, 22 и 26, свободно насаженным на валах V, VI, VII и VIII. Между зубчатыми полумуфтами на шлицевых участках валов V - VIII расположены кулачковые муфты 27, 23, 21 и 18, которые соединяются с теми или иными зубчатыми полумуфтами при помощи рукоятки 28, при этом валы V, VI, VII и VIII вращаются в обратную сторону, и, следовательно, осуществляется реверс подачи. Вращение валов и подача суппортов будут производиться до тех пор, пока разжимная планка 8 фрикциона не упрется в неподвижный упор на валу IX и не разожмет фрикцион. Электродвигатель Д2 остановится лишь через некоторое время после прекращения подачи, после того как кулачок нажмет на конечный выключатель реверса стола. Во время обратного хода стола происходит зарядка механизма подач, т. е. подготовка его для новой рабочей подачи. Импульс, полученный от конечного выключателя реверса стола электродвигателем Д2, заставляет последний вращаться в обратную сторону. Собачка 6 при этом срабатывает, а зубчатое колесо б остается неподвижным. Диск 9 и фрикцион 10 проворачиваются до упора в подвижный упор 11. На этом заканчивается подготовка механизма подач для новой подачи. Для осуществления установочного перемещения суппортов поперечины необходимо с подвесной кнопочной станции передать команду электродвигателю Л2. Последний в этом случае будет вращаться только в направлении подачи. Одновременно с нажатием кнопки включается электромагнит 82, который штырями 38 через упорный подшипник 34 при помощи пальцев 31 и кулачковой муфты 8 сцепляет червячное колесо 1 с храповым колесом 4. От электродвигателя Д2 движение будет передаваться через червячную передачу 2 и 1, колеса 4 и 5 на зубчатые колеса 30 и 29 вала IХ и далее, так же как при автоматической подаче. Установка величины подачи осуществляется с помощью маховичка 14, расположенного в торце коробки подач суппортов поперечины. При вращении этого маховичка движение через зубчатые колеса 15 и 12 передается на подвижный упор 11. Меняя таким образом угол между подвижным и неподвижным упорами, устанавливают величину подачи. Отсчет величины подачи производят по лимбу 18, закрепленному на зубчатом колесе 12. Привод горизонтального и вертикального перемещения суппортов осуществляется следующим образом (см. кинематическую схему, рис. 28). В каретке левого суппорта имеются кронштейн, в котором закреплена гайка 47 горизонтального перемещения, соединенная с ходовым винтом 27, и коническое зубчатое колесо 46 на ходовом валу 18. Колесо передает движение от коробки подач через зубчатые колеса 45, 37, 44, 41 и 42 на винт 43 салазок левого суппорта, который, перемещаясь в двух гайках 38 и 39, производит вертикальное перемещение салазок с резцедержателем. В каретке правого суппорта находится гайка 31 горизонтального перемещения, соединенная с ходовым винтом 40, и коническое зубчатое колесо З6 на ходовом валу 17, передающее движение от коробки подач через зубчатые колеса 35, 34 и 29 на винт 28 салазок правого суппорта. Перемещаясь в двух гайках 33 и 32, оп осуществляет вертикальное перемещение салазок с резцедержателем. Управление перемещением суппортов производится тягами 16 и 19. Привод подач бокового суппорта аналогичен рассмотренному приводу подач суппортов поперечины. Механизмы подъема и зажима поперечины. Для подъема и опускания поперечины станок снабжен специальным механизмом из двух червячных редукторов, приводимых в движение одним электродвигателем. От электродвигателя Д1 (см. кинематическую схему, рис. 28) движение передается на левую и правую части поперечины при помощи червячных пар 28, 22 и 24, 25 через винты 21 и 30 на гайки 20 и 26, закрепленные в поперечине. Механизм зажима поперечины на стойках, сблокированный с механизмом ее подъема, получает движение от электродвигателя через червяк И и далее на червячное колесо 52, соединенное с гайкой 58. Эта гайка, воздействуя на винт 54, сообщает ему поступательное перемещение и через шайбу 50 передает усилие на рычаги зажима 49, 48, 55 и 56 поперечины. Подъем и опускание поперечины возможны только после освобождения зажима. Управление станком и его наладка. Управление станком осуществляется с пульта управления и дистанционно - с подвесной кнопочной станции.
После загорания лампы нажатием кнопки 9 (см. рис. 31, б) включают двухмашинный (возбудительный) агрегат, при этом одновременно включается вентилятор электродвигателя привода с гола, что фиксируется загоранием лампы 10. Затем нажатием кнопки 2 включают трехмашинный (преобразовательный) агрегат; одновременно включается маслонасос смазки направляющих станины стола, что контролируется сигнальной лампой 8. Далее перед наладкой станка нажатием кнопок б и 7 (см. рис. 31, а) включают установочное перемещение стола соответственно в направлении рабочего или обратного хода. Установка длины хода стала производится следующим образом, Вначале определяют, против каких делений на линейке стола расположены начало и конец обрабатываемой детали. Затем на лимбе пульта против соответствующих делений рукоятками 1 (см. рис. 31, б) устанавливают риски секторов и проверяют предварительно установленную длину хода стола. При необходимости ее корректируют. Перебег стола рекомендуется устанавливать перед началом рабочего хода около 150 мм и в конце рабочего хода 50 мм. Упоры управления должны быть надежно закреплены. Перед переключением станка на рабочий режим (автоматический цикл) рукоятками выбора диапазона скоростей движения стола устанавливают нужный диапазон (рекомендуется при черновом строгании работать на первом диапазоне, а при чистовом - на втором). Затем с помощью рукояток 8 и б (см. рис. 31, б) устанавливают величины скоростей соответственно обратного и рабочего ходов стола. Далее производят настройку механизмов подачи рукоятками выбора направления перемещения суппортов и маховичками установки величины подачи, после чего нажатием кнопки 10 или 11 (см. рис. 31, а) включают работу стола по автоматическому циклу. Смазка станка. Для повышения надежности работы станка и увеличения срока его службы необходимо своевременно производить профилактические осмотры и регулярную смазку узлов и механизмов. Система смазки станка показана на рис. 32. Ответственные поверхности, работающие в тяжелых условиях (направляющие станины, зубья шестерни привода стола и ее подшипники) смазываются от центральной смазочной станции. Работа ее осуществляется следующим образом. Резервуар с маслом 2 размещается и специальных секциях станины. Масло из него поступает через сетчатый фильтр грубой очистки 1 по трубопроводам (см. стрелки) к насосу 8, приводимому в движение электродвигателем. От насоса масло проходит через кран б и пластинчатый фильтр б к маслораспределителю 9, от которого через дроссели регулирования 8 поступает к выведенным на рабочие поверхности ответственных деталей точкам смазки. Смазка зубчатых колес и подшипников коробок подач поперечины и бокового суппорта производится при помощи плунжерного насоса через распределители, имеющиеся в каждой коробке. Направляющие, ходовые винты, ходовые валы и конические зубчатые колеса поперечины, а также ходовые винты и винтовые зубчатые колеса бокового суппорта смазываются специальными дозаторами. Зубчатые колеса и подшипники коробки скоростей, детали червячных редукторов подъема поперечины, редукторы зажима поперечины и червячная пара пульта управления смазываются путем разбрызгивания масла, находящегося в соответствующих емкостях корпусов. p |
Последнее обновление 22.12.12 10:06 |