Одним из этапов развития автоматизации в машиностроении явилось создание автоматических линий. В настоящее время в автомобильной, тракторной, станкостроительной и других отраслях промышленности применяются автоматические линии из металлорежущих станков, включая станки с программным управлением. Автоматические линии представляют собой ряд автоматически управляемых станков, транспортных механизмов и контрольных устройств, при помощи которых обработка деталей и транспортирование их со станка на станок производится без участия рабочего. В настоящее время имеются автоматические линии с активным контролем обрабатываемых деталей. Автоматические линии применяют как в массовом, так и в серийном производстве. В последнем случае при проектировании линий учитывается возможность переналадки их для обработки аналогичных деталей, отличающихся размерами.
На рис. 275 схематически показаны основные части транспортного устройства, применяемого в автоматической линии для обработки ступенчатых валов. Штанга 3 с помощью собачек 4 перемещает заготовки 1 по лотку 2. Питатели 11 расположены в разрывах лотка, против загрузочных позиций станков. Штанга получает движение от гидропривода 5, а питатели 11 -- от вала 10, вращающегося зубчатым колесом 8, через шток-реику 9 гидропривода 7. При движении штанги 8 вправо откидные собачки 4 упираются в торцы заготовок 1 и перемещают их по лотку с одной позиции на другую в зажимные устройства питателя. При обратном ходе штанги заготовки не передвигаются, так как собачки скользят по их поверхности Штангу направляют и поддерживают ролики 6.
Питатель (рис. 276), захватив призмой 1 и прихватом 8 заготовку 2, перемешает ее рейкой 4 в рабочую зону станка. Центр задней бабки станка выталкивает заготовку из призмы в поводковый патрон. После зажима заготовки в центрах питатель возвращается в исходное положение.
Автоматическая линия из токарных станков. На рис. 277 показана автоматическая линия для токарной обработки ступенчатых валиков диаметром от 25 до 42 мм и длиной от 130 до 325 мм. Линия состоит из двух токарных станков с программным управлением модели 1К62М завода «Красный пролетарий». Станки можно быстро переналаживать для обработки различных ступенчатых валиков На первом (левом) станке обрабатывается одна половина заготовки, на втором - другая Заготовки для валиков получаются путем разрезания прутков на мерные части с последующей зацентровкой их с обеих торцовых поверхностей. Заготовки укладываются в специальную тару 2, устанавливаемую над магазином 1. Из тары заготовки автоматически загружаются в магазин и по одной поступают на призму подъемника 8 При перемещении подъемника в верхнее положение заготовка 4 окажется на линии транспортера 5. Штанга 7 с собачками 6 получает движение от пневматического привода (на рисунке не показан) слева направо п перемешает заготовку в том же направлении на длину примерно 500 мм. После этого штанга 7 возвращается в исходное положение и при следующем ее движении вторая собачка 8 передвинет ту же заготовку дальше по лотку. За четыре хода штанги заготовка попадает в пружинный захват автооператора 9, который, поворачиваясь на 180° в вертикальной плоскости и опускаясь вниз, доставляет заготовку на линию центров станка. Задний центр пиноли, перемещаемой от пневматического привода 12, задвинет заготовку в поводковый патрон 10, внутри которого расположен передний центр, после чего автооператор поднимается кверху. При вращении шпинделя с патроном 10 закрепленная в центрах заготовка подвергается обработке. Для защиты лица и рук наладчика от стружки щиток 11 автоматически передвигается на роликах справа налево. По окончании обтачивания заготовки щиток отодвигается, автооператор опускается, захватывает заготовку и выдвигает ее из патрона. Затем автооператор поднимается и поворачивается на 180°. Обработанная с одного конца заготовка перемещается за несколько ходов транспортера в устройство 13, которое автоматически поворачивается в горизонтальной плоскости на 180°. Затем заготовка попадает в автооператор 14 второго станка. После обработки на втором станке заготовка транспортируется в устройство 15, при помощи которого опускается в тару 16.
Каждый автооператор имеет два захвата: первый снимает обработанную заготовку с линий центров станка и переносит ее на линию транспортера, а второй переносит заготовку с линии транспортера на линию центров. Автооператор получает движение от двух пневматических приводов: одним осуществляется вертикальное перемещение автооператора, вторым - захват обточенной заготовки и поворот автооператора на 180°. Последующие действия механизмов, связанных с передвижением и поворотом автооператоров, перемещением щитков, работой транспортера, движением пиноли задней бабки, вращением шпинделя станка и т. д. осуществляются через конечные выключатели, подающие команды соответствующим механизмам станка, и при помощи электрического командного аппарата 1 (рис. 278). командный аппарат имеет барабан 2 с закрепляемой перфорированной картой 4, на которой расположены семь строчек 8 с пробитыми отверстиями. Через эти отверстия специальными щетками 7 осуществляются электрические контакты, передающие команды различным механизмам станка: включение подачи резца при первом и втором проходах по копиру, быстрое перемещение суппорта, пуск и останов станка и др. Крайнее правое положение суппорта определяется специальным конечным выключателем 5, действующим от кулачка 6. Изменение наладки цикла при обработке валика другого размера осуществляется сменой шаблонов и перфорированной карты.
|