Долговечность работы станка в значительной мере зависит от условий его эксплуатации. Во избежание повреждений станков при транспортировке следует соблюдать правила упаковки, перевозки и переноски станков. Качество работы станка зависит от правильной его установки на фундаменте. Без фундамента разрешается установка станка только на бетонированном полу достаточной толщины (200 - 300 мм). В остальных случаях для достижения спокойной и точной работы необходимо подготовить бетонный фундамент. На рис. 190 показан фундамент консольно-фрезерного станка № 2. Установку станка на фундаменте производят после полного затвердевания раствора цемента. В отверстия основания станины закладывают фундаментные болты с навинченными гайками и при установке станка на фундамент опускают болты в заранее подготовленные колодцы Выверку правильности положения станка производят при помощи точных уровней, которые устанавливают на обработанные горизонтальные или вертикальные плоскости станка (направляющие, стола и т. п.). Для придания станку правильного положения применяют стальные клинья или регулируемые башмаки, которые устанавливают по периметру станины на определенных расстояниях друг от друга. После выверки станка по уровню в продольном и поперечном направлениях производят заливку основания станка раствором цемента.
Каждый станок, находящийся в цехе, имеет паспорт, выданный заводом- изготовителем и хранящийся в отделе главного механика завода. Паспорт станка является основным техническим документом, содержащим полную характеристику станка. В паспорте даны сведения, характеризующие тип станка, модель, завод-изготовитель, год выпуска, заводской номер, место установки, дату пуска в эксплуатацию и т. п.; помещена фотография станка со спецификацией органов управления. В разделе «Основные данные станка» приведены сведения, характеризующие габарит и вес станка, основные размеры, стол, направляющие станины, шпиндель, хобот и серьгу, привод, принадлежности и приспособления для настройки и обслуживания станка, прилагаемые к станку, рекомендации по транспортированию и распаковке, установке станка на фундамент, подготовке станка к первоначальному пуску, смазке станка, охлаждению фрез при резании и др. В конце руководства прилагаются чертежи быстро изнашивающихся деталей станка. В разделе «Механика станка» приведены данные по механике главного движения (числа оборотов шпинделя в минуту при прямом и обратном вращении, мощность на шпинделе) и по механике подачи (подачи стола в мм/мин -- продольная, поперечная, вертикальная, наибольшее усилие, допускаемое механизмом подачи, в кГ). Кроме паспорта к каждому станку прилагается руководство по уходу и обслуживанию, которое хранится у цехового механика или на рабочем месте. В руководстве кроме сведений, имеющихся в паспорте, приводятся рекомендации для использования станка по мощности и предельным режимам фрезерования.; кинематическая схема станка со спецификацией зубчатых и червячных колес, червяков и гаек; описание конструкции станка и его узлов, возможные неполадки в работе механизмов и способы их устранения, описание электрооборудования, рекомендации по наладке и настройке станка, регулированию механизмов. Регулирование станков Регулирование зазора между ходовым винтом и гайкой. В процессе эксплуатации станков возникает необходимость в регулировании отдельных узлов и элементов с целью восстановления их нормальной работы. Между ходовым винтом и гайкой имеется небольшой зазор (люфт). Поэтому, как указывалось ранее, при точных перемещениях необходимо маховичок ручного перемещения стола вращать в одном направлении, чтобы выбирать мертвый ход. Если некоторая доля оборота маховичка происходит без перемещения стола, то это означает, что между ходовым винтом и гайкой винт-гайка имеется зазор (мертвый ход). Если мертвый ход превышает 1/8 оборота рукоятки, надо сообщить об этом мастеру. При наличии зазора в ходовом винте продольного перемещения стола нельзя производить фрезерование по подаче.
Для регулирования зазора между ходовым винтом и гайкой стола консольно-фрезерных станков № 2 (серии М) необходимо ослабить контргайку 3 (рис. 191), затем, вращая валик 2, произвести при помощи червячной передачи подтягивание гайки 1. Выборку люфта нужно производить до тех пор, пока люфт ходового винта, проверяемый поворотом маховичка продольного хода, окажется не более 3 - 5 и пока не произойдет заклинивания винта на всей его длине при перемещении стола вручную. После регулирования затягивают контргайку 3, фиксируя червячный валик в установленном положении. Ограничение люфта в паре ходовой винт-гайка позволяет производить попутное фрезерование. Регулирование клиньев стола и салазок. Зазор в направляющих консоль- но-фрезерных станков № 2 выбирают длинным клином (на всю длину салазок) Регулирование клина (рис. 192) производят при ослабленных гайках 1 и 3 винта 2. После проверки регулирования ручным перемещением стола гайку 1 и затем гайку 3 сильно затягивают. Для перемещения салазок в поперечном направлении в консольно-фрезерных станках № 2 применены узкие прямоугольные направляющие, зазор в которых регулируют клином 5 с помощью винта 4. Степень регулирования проверяют при перемещении салазок маховичкам.
Смазка станков. Основное назначение системы смазки сводится к уменьшению потерь на трение, повышению износостойкости трущихся поверхностей и обеспечению допустимой температуры. От правильности смазки станка зависит срок службы станка и надежность его работы. На рис. 190 и в табл. 19 приведены схемы и режимы смазки консольно-фрезерных станков 6М12П и 6М12ПБ. Для смазки этих станков рекомендуется масло «Индустриальное 30». При смазке станков других моделей нужно пользоваться рекомендуемыми схемами и режимами смазки, аналогичными приведенным на рис. 190 и в табл. 19. Ремонт станков. Система планово-предупредительного ремонта (ППР) предусматривает выполнение ряда мероприятий по уходу, надзору и ремонту станков. Основными мероприятиями в системе ППР являются межремонтное обслуживание и периодические плановые ремонты. Межремонтное обслуживание предусматривает ежедневный осмотр станков и устранение обнаруженных недостатков; периодический плановый осмотр в установленные сроки; периодическую плановую проверку станков на точность. Периодические плановые ремонты подразделяют на малый, средний и капитальный. На каждый станок должен быть заведен журнал, в котором отмечают осмотры, ремонты, аварии, переделки, мероприятия по модернизации и т.-п.
|