A A A

_

Токарно-винторезный станок модели 1К62 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
23.07.10 07:03

 

Токарно винторезный станок модели 1К62 (рис. 244) предназначен для выполнения самых разнообразных токарных работ; Для нарезания всевозможных резьб: метрической, дюймовой, модульной и др.; для выполнения токарный работ с помощью гидрокопировального устройства.

Станок 1К62 может быть использован в механических, инструментальных и ремонтных цехах и характеризуется значительной мощностью (N=10квт) и высоким верхним пределом чисел оборотов шпинделя (nмакс=2000 об/мин), что позволяет наиболее полно использовать режущие свойства современного твердосплавного инструмента. Станок 1К62 приспособлен для производительной обработки с большими подачами (sмакс=4,16 мм/об).

Органы управления. На рис. 244 дан общий вид станка 1К62 и показана схема органов управления:

1 и 2 - рукоятки установки чисел оборотов шпинделя; 3 - рукоятка установки увеличенного и нормального шага резьбы и положения при делении на многозаходные резьбы; 4 - рукоятка установки правой и левой резьбы и подачи, 5 - рукоятка установки величины подачи и шага резьбы; 6 - рукоятка включения на подачу и шаг резьбы; 7 - маховичок ручного перемещения каретки; 8 - рукоятка включения разъемной гайки; 9 и 10 - рукоятка включения, останова и реверсирования шпинделя; 11 - кнопка включения ускоренных ходов каретки с суппорта; 12 - рукоятка управления ходами каретки и суппорта; 13 - кнопка выключения реечного зубчатого колеса из рейки при нарезании резьбы; 14 - рукоятка для поворота и зажима резцовой головки; 15 - рукоятка поперечной подачи суппорта; 16 - рукоятка подачи верхней части суппорта; 17 - рукоятка крепления пиноли задней бабки; 18 - рукоятка крепления задней бабки; 19 - маховичок перемещения пиноли задней бабки; 20 - выключатель насоса охлаждения; 22 - линейный выключатель; 23 - выключатель местного освещения; 24 - выключатель гидрощупа; 25 - квадратное отверстие вала шкива.

Привод главного движения (рис. 245). Этот привод обеспечивает кинематическую связь от шкива электродвигателя к шпинделю станка. Вращение валу 1 коробки скоростей передается от электродвигателя (N=10квт, n=1450 об/мин) через клиноременную передачу Ø 142 - Ø 254.

Внутри коробки скоростей движение идет от вала I, на котором свободно сидят блок зубчатых колес 56-51 и колесо обратного хода 50, между которыми расположена фрикционная пластинчатая муфта М1. Эту муфту можно включать вправо и влево и тем самым поочередно соединять указанные колеса с валом I. При включении муфты М1 влево осуществляется прямой ход шпинделя, а вправо - обратный.

Вращением рукоятки 1 (см. рис. 244) и посредством рычажного механизма особого устройства осуществляется перемещение блоков зубчатых колес 34-39 и 47-55-38 (см. рис. 245). Колеса этих блоков образуют шесть комбинаций зацепления и соответственно шесть скоростей вращения шпинделя.

Перемещением блоков перебора 88-45, 22-45 и 43-54, осуществляемым рукояткой 2 и механизмом особого устройства, получают еще три различные комбинации зацепления. Так шпиндель может получить 6*3=18 различных скоростей вращения.

Кроме того, от вала III шпинделю можно передать через зубчатые колеса 65-43 еще шесть чисел оборотов.

Таким образом, передвижением блоков зубчатых колес по шлицевым валам коробки скоростей, осуществляемым двумя рукоятками 1 и 2 (см. рис. 244), можно получить 24 различные скорости вращения шпинделя при прямом ходе и 12 скоростей при обратном ускоренном ходе согласно таблице 10.

 

Подсчитаем максимальное и минимальное числа оборотов шпинделя.

По формуле определяем

nмин=1450*142/254*0,985*51/39*21/55*22/88*22/88*27/54 = 12,5 об/мин,

nмакс=1450*142/254*0,985*56/34*38/38*65/43 = 2000 об/мин.

Пускают, останавливают и включают обратный ускоренный ход шпинделя рукоятками 9 и 10 (см. рис. 244), управляющими фрикционной пластинчатой муфтой М1 и ленточным тормозом Т (см. рис. 245). В корпусе передней бабки размещены зубчатые колеса, позволяющие:

  1. увеличить в 8 и 32 раза передаточное отношение между шпинделем и цепью подач (что необходимо при нарезании резьб с увеличенным шагом);
  2. нарезать правые и левые резьбы;
  3. производить деление при нарезании многозаходных резьб на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30 и 60 заходов повертыванием шпинделя (при отключенной цепи подач) на соответствующее количество делений. Для этой цели на задней шейке шпинделя имеется специальное кольцо, на котором нанесено 60 делений.

Привод движения подачи. Движение подачи берет свое начало от шпинделя или непосредственно через зубчатые колеса 60-60 или через звено увеличения шага.

От вала VII вращение передается через трензель и сменные зубчатые колеса валу IX коробки подач.

вращение от вала VII валу VIII можно передать через зубчатые колеса 28-56 (в этом случае суппорт получит самые малые подачи) или через колеса 42-42, как показано на кинематической схеме (см. рис. 245), для реверсирования движения суппорта вращение от вала VII валу VIII передается через зубчатые колеса 35-28-35.

От вала IX движение передается по трем основным направлениям.

Первое направление. Вращение от вала IX валу X передается через зубчатые колеса 35-37-35 и далее через колеса 28-25 и колесо 36 накидной обоймы на одно из семи колес зубчатого конуса. От вала XI вращение передается через колеса 35-28-28-35 валу XII, от которого посредством перемещения двух блоков (18-28) и (28-48) вал XIV получает 7*4=28 различных чисел оборотов. Далее движение передается на ходовой вал XVI, как показано на кинематической схеме, или на ходовой винт XV, если включить муфту М5, т.е. блок зубчатых колес 28-28 передвинуть вправо.

При нарезании торцовой резьбы (архимедовой спирали) блок зубчатых колес 28-28 передвигают влево, соединяя при этом.

Второе направление. Для передачи движения по второму направлению включают муфты М2 и М3 (муфта М4 выключена). В этом случае от вала XI, соединенного с валом IX, вращение передается валу X через зубчатых конус и зубчатые колеса 36-25-28 накидной обоймы. От вала X движение передается через муфту М3 валу XII, от которого вал XIV получает, как и в первом случае, 28 различных чисел оборотов. Далее движение передается через дви пары зубчатых колес 28-28 и 56-56 и муфту обгона М0 на ходовой вал XVI, как показано на кинематической схеме, или на ходовой винт XV, если включить муфту М5.

Третье направление. При нарезании резьб повышенной точности включают муфты М2, М1 и М5, в результате чего соединяются между собой валы IX, XI, XIV и ходовой винт XV (коробка подач при этом отключается). В этом случае сменные зубчатые колеса, необходимые для получения нужного шага резьбы, подбирают по таблицам.

По первому направлению нарезают дюймовые и питчевые резьбы, а также торцовую резьбу; по второму направлению нарезают метрические и модульные резьбы; по этой же цепи осуществляется продольная и поперечная подачи.

При нарезании метрической и дюймовой резьб, а также для продольной и поперечной подач устанавливаются сменные зубчатые колеса 42*95/95*50; при нарезании модульной и потчевой резьб устанавливают сменные колеса 64*95/95*97.

Фартук. От ходового вала XVI движение передается валу XVIII через зубчатые колеса 27-20-28, предохранительную муфту М6 и червячную пару с передаточным отношением i=4/20. Предохранительная муфта М6 служит для предохранения механизма подачи от перегрузки.

Фартук снабжен четырьмя мелкозубыми муфтами М7, М8, М9 и М10, осуществляющими прямой и обратный ход каретки и суппорта в продольном и поперечном направлениях. Эти муфты управляются одной рукояткой 12 (см. рис. 244). Направление перемещения рукоятки при включении того или иного движения совпадает с направлением перемещения суппорта.

Для сообщения суппорту продольной подачи включают муфту М8. В этом случае движение от вала XVIII передается реечному колесу через зубчатые колеса 40-37 и 14-66.

Продольная подача суппорта в обратном направлении осуществляется при включении муфты М7 по схеме зубчатые колеса 40-45-37, 14-66 и реечная передача.

Для сообщения суппорту поперечной подачи включают муфту М10. В этом случае винт поперечной подачи получает вращение от вала XVIII через зубчатые колеса 40-37 и 40-61-20. Если же включить муфту М9, то винт поперечной подачи начнет вращаться в обратном направлении с помощью зубчатых колес 40-45-37 и 40-61-20.

В фартуке предусмотрен блокировочный механизм, который препятствует одновременному включению подачи суппорта от ходового винта и ходового вала, а также одновременному включению продольное и поперечной подач. При включении разъемной гайки ходового винта рукоятка 12 (см. рис. 244) не может быть передвинута ни в одном из возможных направлений. При выключении разъемной гайки рукоятку 12 можно передвигать для включения продольной либо поперечной подачи. При включении рукояткой 12 продольной подачи невозможно ею же включить поперечную подачу или рукояткой 8 разъемную гайку ходового винта.

Суппорт имеет быстрые (холостые) движения, которые передаются от отдельного электродвигателя (N=1 квт, n=1410 об/мин) через клиномерную передачу, ходовой вал и далее по ранее разобранному направлению. Бычтрое перемещение суппорта в указанных четырех направлениях осуществляется дополнительным нажатием кнопки 11, встроенной в рукоятке 12 (см. рис. 244). Наличие в коробке подач муфты обгона М0 позволяет сообщать суппорту быстрое движение без выключения рабочей подачи.

Механизм включения вращения и останова шпинделя. На рис. 246 показан механизм переключения фрикционной пластинчатой муфты станка 1К62.

 

Включить прямое и обратное вращение шпинделя и остановить его можно одной из двух рукояток 9 и 3. Первая рукоятка 9 расположена у коробки подач, вторая 3 находится у фартука с правой его стороны. Обе рукоятки установлены на валике 1, расположенном параллельно ходовому валу и ходовому винту. При перемещении фартука вдоль станины рукоятка 3 также перемещается с ним, будучи соединенной с валиком 1 шпонкой 2. Эта рукоятка позволяет токарю останавливать вращение шпинделя или менять его направление, не отходя от суппорта станка. При повороте рукоятки 3 в направлении стрелки А или В поворачивается валик 1, а вместе с ним и рукоятка 9. Эта рукоятка при помощи тяги 6, коромысла 5 и валика 4 вращает зубчатое колесо 10, находящееся в зацеплении с рейкой 11. На левом конце этой рейки закреплена вилка 13, конца которой соединены с муфтой 14. При перемещении этой муфты вдоль полого вала 17, она поворачивает двуплечий рычаг 15. Одновременно нижний выступ 28 этого рычага перемещает на небольшую величину тягу 16, которая соединена штифтом 21 с кольцом 25. При перемещении тяги 16 и кольца 25 влево происходит сжатие фрикционных дисков 22 и 23, благодаря чему включается вращение зубчатого колеса 24, передающего шпинделю станка прямое вращение. При перемещении тяги и кольца вправо имеются фрикционные диски 19 и 20 и включается вращение зубчатого колеса 18, передающего шпинделю обратное вращение. Для быстрого останова вращающегося шпинделя служит ленточный тормоз, установленный на валу коробки скоростей станка. Включение этого тормоза связано с переключением фрикционной муфты. При передвижении рейки 11 выступ 12, имеющийся на ее середине, нажимает на двуплечий рычаг 29, благодаря чему натягивается стальная лента 26 на тормозном диске 27, установленном на валике 30, и происходит сначала торможение, а потом останов шпинделя. При включении одной из половин фрикционной муфты выступ 12 рейки 11 сходит с конца рычага 29 и последний освобождает тормоз от натяжения ленты 26.

На станке модели 1К62 предусмотрено реле времени для автоматического отключения электродвигателя станка от сети при работе станка на холостом ходу в течении более чем 3-8 мин. Для этой цели на валике 4 установлен кулачок 7, который при нейтральном положении рейки 11, т.е. при работе станка на холостом ходу, включает реле времени 8, заранее настроенное на определенное (в пределах 3-8 мин) время. По истечении этого времени реле отключает цепь питания электродвигателя станка.

Резцедержатель. На рис. 247 показана четырех позиционная резцовая головка токарно винторезного станка 1К62. Она установлена на центрирующем буртике 6 верхней части суппорта 2. С одной стороны головки размещен конический фиксатор 9 с пружиной 10, а с другой шариковый фиксатор 4 с пружиной 5 и резьбовой пробкой 17. В отверстие верхней части суппорта запрессовывается палец 7, на которые насаживается кулачок 18, храповая муфта 15 и пружина 13, прижимающая торцовыми зубьями 16 храповую муфту к соответствующим зубьям кулачка 18. На резьбу 11 пальца 7 навертывается рукоятка 12, которой поворачивают, фиксируют и закрепляют резцовую головку путем прижима нижней плоскости ее к верхней части суппорта 2. В гладкой цилиндрической отверстие рукоятки 12 запрессовывается втулка 14. В отверстии этой втулки имеются шлицы, по которым может скользить вверх и вниз храповая муфта 15, имеющая аналогичные шлицы на своей наружной поверхности.

 

При вращении рукоятки 12 против часовой стрелки она перемещается по резьбе 11 пальца вверх, освобождая резцовую головку 1 от прижима к верхней части суппорта 2. Одновременно с рукояткой 12 вращаются втулка 14, храповая муфты 15 и кулачок 18. При этом винтообразный скос кулачка 18 вначале соприкасается с лапкой фиксатора 9, а затем приподнимает ее так, что нижний конец фиксатора выходит из конического отверстия гнезда 8. При дальнейшем вращении рукояткой 12 кулачка 18 стенка его выреза упирается в штифт 3, который поворачивает резцовую головку 1 примерно на 90°. В начале поворота резцовой головки шарик 4 отжимается кверху, а в конца поворота он заскакивает в коническое отверстие гнезда, осуществляя предварительную фиксацию головки 1. После этого начинают вращать рукоятку 12 в обратном направлении, т.е. по часовой стрелке. При этом кулачок 18 освобождает лапку фиксатора 9 в нижний конец его под действием пружины 10 заскакивает в соответствующее отверстие гнезда, окончательно фиксирую поворот резцовой головки на 90°. При дальнейшем повороте рукоятки 12 кулачок 18 упирается другой стенкой того же выреза в штифт 3 и останавливается, а храповая муфта 15, отжимаясь зубьями 16 вверх, вращается вместе с рукояткой 12, пока резцовая головка 1 не будет прижата и закреплена к верхней части суппорта 2.

Последнее обновление 23.07.10 08:56